Б. Пастернак «Доктор Живаго»


Роман рассказывает о нелегком пути русского интеллигента – доктора Юрии Живаго, о его любви к Ларе,показать значительный временной отрезок в жизни человека и страны.


Центральная проблема романа «Доктор Живаго» - судьбы русской интеллигенции в XXв. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: «Шли и шли и пели «Вечную память»…» хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на могиле. Образ «рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование» писателем В. Шаламовым отмечен как одна из главных удач автора.
Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимость и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.
Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России.
Герой Пастернака – военный врач Юрий Живаго – захвачен партизанами на дороге из Юрятино в Варыкино. Он становится свидетелем схватки на Урале, но за время пребывания в рядах красных партизан никого не убивает, сохранив верность христианской заповеди «Не убий».
«Доктор Живаго» создавался в традициях русского романа XX в.  с ее уходящей поэзией «дворянских гнезд». В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в романе огромное место.
Как в стихах, так и в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад.
Пурга кружит в день похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г.. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Семья направилась на Урал в городок  Юрятин (Пермь). И здесь пути поезда, который с огромным трудом пересекает взбудораженную Россию, засыпают снежные сугробы. Совсем заметено Варыкино, где поселился с семьей Живаго.
Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле…» - этот мотив в поэзии Пастернака символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги».
Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечей, символизирующей свет жизни и пламя любви. В морозную и метельную рождественскую ночь происходит рождение поэта; умирающая Анна Ивановна благословит свою дочь Тоню на брак с Юрием Живаго; за окном со свечой юная Лара разговаривает с женихом Павлом Антиповым. Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке, служит предзнаменованием любви между Юрием Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине.


Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…


Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно провести границ между ним и ею: «О, какая это была любовь… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…» природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие.
Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением».  Смерть матери позволяет Юрию неожиданно для себя найти нужные слова, когда к нему, предчувствуя близкую смерть, обращается за поддержкой приемная мать, женщина, вырастившая мальчика и полюбившая его как родного, Анна Ивановна Громеко. Герои романа, вслед за его автором, не воспринимают смерть как непреодолимую границу между живыми и мертвыми.
Стихотворение «Август» проникнуто верой в то, что после смерти голос поэта будет «всеми ощутим физически» и не перестанет звучать, «не тронутый распадом». После пришествия и воскресения Христа, как говорит один из героев романа, дядя Юрия, философ Веденяпин, «человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти».
Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток. Действие романа охватывало, по замыслу автора, «сорокалетие 1902-1946 годов».
Юрий Андреевич Живаго умер в год «великого перелома», в конце августа 1929 г.  В трамвае ему стало плохо – нечем дышать: «Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты. Преодолевая слабость, он… стал пробовать открыть окно вагона…. Ему показалось, что приток свежего воздуха освежил бы его…»
В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Перед смертью Юрия Живаго лиловая туча никак не могла догнать трамвай, в котором ехал доктор. Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. «Удивительное дело, - говорит Дудоров Гордону, прошедшему ГУЛАГ и штрафбат, встретившись с ним летом 1943 г., - не только перед лицом твоей каторжной доли, но и по отношению ко всей предшествующей жизни тридцатых годов… война явилась очистительной бурею….  Люди вздохнули свободнее, всею грудью».
Роман «Доктор Живаго» Пастернак считал главным делом своей жизни. Пережив ожесточенную травлю, он в декабре 1957 г. писал: «Мне посчастливилось высказаться полностью, и …. Художник оказался и в моем случае незатертым и нерастоптанным».

 

Источник:
Русская литература XX века. В двух томах: Т. 2, 1940-1990-е годы/ Л. П. Кременцов, Л. Ф Алексеева, Н. М. Малыгина и др.; Под ред. Л. П. Кременцова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

 

© МБУ ВМ ЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru