М. Булгаков «Роковые яйца»

 

Сатирический заряд несет в себе главное в повести событие – открытие известнейшего ученого профессора Персикова. Настраивая для работы микроскоп, Персиков случайно обнаружил, что при движении зеркала и объектива возникает какой-то красный луч, который, как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, «злыми», бурно размножаются и вырастают до огромных размеров.
Профессор – специалист по годам. На них и намерен испробовать действие луча. В чисто научных целях. И разумеется, соблюдая все меры предосторожности. Но волею судьбы аппараты, созданные для опытов, попадают в руки директора куриного совхоза на Смоленщине с выразительной фамилией Рокк. К нему же по ошибке доставляют вместо куриных яиц выписанные Персиковым из-за границы яйца гадов.
А всего несколько дней спустя в Москву полетели телеграммы: «Граческа, Смоленской губернии. В уезде появилась курица величиною с лошадь и лягается, как конь. Вместо хвоста у нее буржуазные дамские перья».
Если бы только куры-кони (читай страусы) – гигантские змеи и крокодилы появились в уезде. И вскоре уже целые полчища их двинулись на Москву.
Шутка шуткой, но картины, которые разворачиваются вокруг совхоза еще до появления гадов на свет, эпизоды нападения змей и крокодилов на людей и смертельные схватки с ними по-настоящему жутки.
Еще ни один крокодильчик или змееныш не вылупился из яйца, а из всех окрестных рощ улетели птицы, и стояли эти рощи непривычно и страшно безмолвно. «В полдень убрались куда-то воробьи с совхозного двора… к вечеру умолк пруд в Шереметевке», знаменитый своими лягушачьими хорами. Вечером «взвыли собаки в Концовке, и ведь как! Над лунными полями стоял непрерывный стон, злобные тоскливые стенанья».
Беспечный Рокк радуется постукиванием в лежащих под красным лучом яйцах «Это они клювами стучат, цыплятки». А вокруг уже замерла в ужасе вся жизнь, и только «тоскливейший ноющий вой собак» разрывает гробовую тишину.
Воистину – последняя ночь перед Страшным Судом. Читаешь это и уже не сомневаешься: нет, отнюдь не забавы ради написал Булгаков «Роковые яйца». Впрочем, еще раньше то же самое можно заключить из краткого жизнеописания Рокка.
«Вплоть до 1917 года он служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова, ежевечерне оглашавшем стройными звуками фойе уютного кинематографа «Волшебные грезы» в городе Екатеринославле. Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям. Он покинул «Волшебные грезы» и пыльный звездный сатин в фойе и бросился в открытое море войны и революции, сменив флейту на губительный маузер…Выяснилось, что этот человек положительно велик, и, конечно, не в фойе «Грез» ему сидеть».
В сюжете «Роковых яиц» множество самых невероятных событий и случайных стечений обстоятельств. Это и невесть откуда взявшийся куриный мор, и нечаянное открытие Персикова, и путаница с яйцами, и восемнадцатиградусный мороз в августе, спасший республику от гибели, и то, что ни куриная чума, ни нашествие гадов не распространились почему-то за пределы страны, и многое другое. Автор словно специально нагнетает такие случайности, не заботясь о том, чтобы они были сколько-нибудь правдоподобны. Но за аллергическими образами и картинами нетрудно рассмотреть события реальные или по крайней мере вполне возможные.
 «Роковые яйца» -  это не просто сатира, а предостережение. Глубоко продуманное и тревожное предостережение от чрезмерного увлечения давно, в сущности, открытым красным лучом, или, иначе говоря, революционным процессом, революционными методами строительства новой жизни. Они не всегда и не во всем идут во благо народу, утверждал писатель, а могут быть чреваты катастрофически тяжелыми для общества и государства последствиями, потому что пробуждают огромную энергию в людях, не только мыслящих, честных и сознающих свою ответственность перед народом, но и невежественных и бесчестных. Порою таких-то людей этот процесс возносит на огромную высоту, и уже от них немало зависит его дальнейший ход. А уж куда они его приведут? Не к страшному ли бедствию, не к нашествию ли гадов, как это получилось у Александра Семеновича Рокка?..

Источник: Боборыкин, В.Г. На первом плане «Собачьего сердца»/В.Г. Боборыкин//Михаил Булгаков.-1991.-С.55-59

 

 

 

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru