ЛЮБОВЬ


 

Бунин И. А.
Любовь и красота – вечные спутники человека.
(по творчеству И. Бунина)
Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены все религии  на земле. Любовь и красота являются  мощными двигателями   прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству.
Иван Андреевич Бунин – русский писатель, один из тех людей, которые удостоились этой самой драгоценной памяти человечества.
Тема любви всегда присутствовала в творчестве Бунина. Прежде всего он воспевал любовь к родному дому, к Родине. Величию красоты не устает поклоняться Бунин. Он в разных вариациях высказывал  одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово «прелесть», по мысли писателя, всегда относилось  к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению:  к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии – вот что главенствовало уже в юношеской лирике, не оставило его на протяжении всей жизни.
Образ нетленного Прекрасного поэт видит везде а природе. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя:
А мир везде исполнен красоты,
Мне в нем теперь все дорого и близко…
Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времен года: «кочки дороги», «белый пар лугов», «зеленые овсы» и др.   Не реже возникают совсем иные, рожденные фантазией, таинственные существа: «степная ночь» с «загадочно унылым взором», полным «великой кротости и думы вековой», «лучезарным теплом очарованный странник» - в «долу заколдованном». Мороз, мрачно заглядывающий в «безмолвные избы», бродящий по «глухому погосту». И воплощаемый мир романтизируется. Причём  реалистические и романтические образы, краски пластично переплетаются в одном произведении.
Художник одержим страстным желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Конкретные образы  (поле, лес, степь, дол, Россия, южные страны или ночь, утро, день, вечер, зима, весна, осень) предстают в своем обычном облике, а одновременно – как часть вселенной, носители непознанной тайны всемирного бытия.
Примерно с середины 90-х годов нарастает в творчестве Бунина «звездная тема». Далекие светила избраны символом «предвечной красоты и правды неземной». Появляется противопоставление этого прекрасного мира «заблудшей земле»:
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли.
От состояния небес зависит  состояние человеческой личности – ее неведение или прозрение:
И бледны, бледны звезды в небе…
И долго быть мне в темноте,
Пока они теплей и ярче
Не засияют в высоте.
В минуты жизненных разочарований, потерь любимая природ видится безрадостной, обесцвеченной: «Бледный день над сумраком забрезжил, И рассвет ненастный задымился»; «И в черных пашнях снег белеет, Как будто в трауре земля».
Уже в ранней «пейзажной лирике» Бунина много понимания человека, его отношения к миру. Более того, именно взгляд  на окружающее с высоты душевных запросов придает самобытность его лирике.
(по книге: Смирнова, Л. А. Иван Алексеевич Бунин:. Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991. – 192 с.)

 

 

А. Куприн «Гранатовый браслет».
«Гранатовый браслет – повесть о настоящей, большой самоотверженной  и бескорыстной любви,  которая «повторяется только раз в тысячу лет».  В основе произведения лежит «курьезный случай» из жизни: это печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолткова  (такова в действительности была  фамилия прототипа купринского рассказа), который был  безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену любимого, ставшего позже губернатором в Вильно.  «Курьезный случай» Куприн озарил светом своих представлений о любви как о великом чувстве,   равном по вдохновению, возвышенности и чистоте  только большому искусству.
Во многом следуя за жизненными фактами, Куприн тем не менее придал им иное содержание, по-своему осмыслил события, введя трагический финал.  В жизни все закончилось благополучно, самоубийства не произошло. Драматический финал, вымышленный писателем придавал необычайнуюсилу а весомость чувству Желткова. Его любовь побеждала смерть и предрассудки, она поднимала над суетным благополучием княгиню Веру Шеину, любовь звучала великой музыкой Бетховена. Не случайно эпиграфом к повести поставлена Вторая соната Бетховена, звуки которой звучат в финале и служат гимном чистой и самоотверженной любви.
И все же «гранатовый браслет» не оставляет такого светлого и вдохновенного впечатления, как «Олеся».  «Гранатовый браслет» пронизан высокой мечтой о любви, но одновременно в нем звучит горькая, скорбная мысль о неспособности современников к большому настоящему чувству.
Горечь повести – и в трагической любви Желткова. Любовь победила, но она прошла какой-то бесплотной тенью, оживая лишь в воспоминаниях и рассказах героев.
Натура Желткова не несла в себе той радостно-величавой силы, которая был необходима, чтобы создать апофеоз Любви, апофеоз личности. Ведь любовь Желткова таила в себе не только вдохновение, но и ущербность, связанную с ограниченностью самой личности телеграфного чиновника.  Для него мир сужается  до любви, в чем он признается  в предсмертном письме княгине Вере. «Случилось так, - пишет он, -  что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас». Для Желткова существует только любовь к единственной женщине. Вполне естественно, что утрата  ее становится концом его жизни.ему больше нечем жить. Любовь не расширила, не углубила его связи с миром. В результате трагический финал наряду с гимном любви выражал и другую, не менее важную мысль: одной любовью жить нельзя.
Любовь…Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Из-под пера А. И. Куприна  выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая… Со сколькими перепутьями любви  встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным  молодым людям, доброго  и мудрого советчика, который помог бы разобраться  в истинности  чувства, которое часто принимается за любовь, а потом приносит разочарование.  Ведь многие принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А. И. Куприн.

 

Повесть о девушке из Полесья.
В 1989 г. Куприн написал повесть «Олеся. Эта светлая романтическая история любви полесской девушки и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Автор создает сказочный образ главной героини. Она выросла среди леса, не умеет читать и писать, но обладает огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая-то неуловимая внутренняя свобода притягивают к себе, как магнит. И эти два совершенно разных человека полюбили друг друга. Но любовь не приносит им счастья….
Олеся отдается этому поглотившему ее чувству со всей своей страстью, до поры дремавшей в ее душе.  Но прекрасно понимает , что у их отношений нет будущего: Иван Тимофеевич будет стыдиться необразованной, простой девушки, показавшейся ему сказочной красавицей на фоне леса. Так и есть: он вроде хочет жениться, но сомневается: «Я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки  старого леса, полного легенд и таинственных сил».  Действительно, Олеся не сможет измениться, да он и сам этого не хочет, ведь стать другой – значит стать такой, как все, а это невозможно. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира.
Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени проведет со своей возлюбленной, но ее образ останется с ним до конца жизни.потому что эта простая девушка научила его многому – любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.
Зайцева, И. Повесть о девушке из Полесья   /И. Зайцева  // Читаем, учимся, играем. – 2015. - № 6. – С. 26

 

 

© МБУ ВМ ЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru