Русский язык. ЕГЭ.

Пишем сочинение

 

Критерии оценивания сочинения (ЕГЭ) - скачать

 

Аргументация собственного мнения - примеры

 

Этап 1. Формулировка проблем исходного текста.
Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор в анализируемом тексте (основной вопрос, требующий разрешения; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).
В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема  та, которая больше всего волнует автора, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Виды рассматриваемых проблем: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические.
Существует два основных способа формулировки проблем текста:
1.    в виде вопросительного предложения. Нужно ли современному человеку знать историю своего края?
2.    в  виде повествовательного предложения. Данный текст посвящен проблеме исторической памяти.

При формулировании проблем можно использовать клише – готовые речевые обороты, стереотипные  выражения. Например:
В центре внимания автора теста находится актуальная проблема…
Данный текст посвящен проблеме…
В данном тексте автор рассматривает (анализирует, исследует, поднимает, затрагивает) проблему…
В данном тексте автор поднимает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема…
…? Обсудить эту важную проблему предлагает автор текста.
…? Над этой сложной этической проблемой размышляет автор.

Типичные ошибки при формулировании проблем текста.
1.    Неумение выделить основную проблему.
2.    Неточность формулировки:
а) отсутствие конкретности в формулировании проблемы: проблема книг вместо отсутствия интереса к чтению;  проблема театравместопроблема роли театра в воспитании чувства прекрасного.
б)  нарушение грамматических норм: проблема того, что нарушаются нормы литературного языка вместопроблема нарушения норм литературного языка.

Источник:
Канакина, Г. И. Учимся работать с текстом. Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие  / Г. И. Канакина, И. Г. Родионова; под общ. Ред. Г. И. Канакиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 216 с.

Пособие предлагает задания, помогающие сформировать нужные навыки в работе по формулированию проблемы исходного текста. Пособие находится в читальном зале центральной библиотеки.

 

Этап 2. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарий – это «толкование», пояснительные замечания, рассуждения по поводу  основной проблемы текста. Комментировать проблему исходного текста – значит рассуждать по поводу сформулированной проблемы, обращая внимание на важные аспекты, волнующие автора.
При написании комментарий следует ответить на вопросы:
•    Почему поставленная автором проблема является актуальной?
•    Какие точки зрения существуют по поводу этой проблемы?
•    Что особенно волнует автора при изложении проблемы?
•    На какие аспекты проблемы автор обращает внимание?
•    Что особенно тревожит автора при изложении проблемы?
•    Каким образом автор привлекает внимание читателей к проблеме?
•    Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему?

Клише, которые можно использовать при написании комментария к сформулированной проблеме:
Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает случай из собственной жизни (или обращается к газетной публикации и др.)
Проблему… автор рассматривает на примере из жизни…
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…
Проблема, заявленная автором, заставляет читателей глубоко задуматься о…
Это одна из самых актуальных проблем нашего времени, поскольку…
Актуальность этой проблемы состоит в том, что…

При написании комментария к проблеме можно использовать следующие глаголы, называющие действия автора:
Автор
сообщает, концентрирует внимание читателей на…, подчеркивает…, выделяет…, замечает…, указывает на…, размышляет над…,  высказывает предположение…, причину явления видит в…., касается…, ссылается на…, иллюстрирует, приводит примеры…,
подтверждает примерами…, полемизирует с…, возражает…, не соглашается с…, отрицает…., обвиняет…, разоблачает…., соглашается с…, разделяет мнение…, отстаивает свою точку зрения…, доказывает…, убеждает…, сравнивает, противопоставляет и др. …

Типичные ошибки при написании комментария:
1.    Неверное определение социального или личностного значения выявленной проблемы
2.    Подмена комментария пересказом.
3.    Чрезмерное цитирование текста.
4.    Отсутствие цитат из текста, подкрепляющих рассуждения пишущего.
5.    Несоответствие комментария сформулированной проблеме.
6.    Отсутствие опоры на исходный текст.

 

Этап 3. Отражение позиции автора исходного текста.
Позиция автора – это выражение основной идеи текста, ответ на поставленный вопрос-проблему.
Отразить позицию автора исходного текста – значит ответить на вопросы:
•    Как сам автор относится к поставленной проблеме?
•    Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
•    В чем автор хочет убедить читателей?

Позиция автора
1)  может быть четко выражена в одном из предложений (в нескольких предложениях) текста;
2) должна быть сформулирована самим пишущим на основе анализа главной проблемы текста и изобразительно-выразительных средств.
Клише, которые можно использовать для отражения авторской позиции:
Автор считает (полагает, утверждает), что…
Автор старается донести до читателей мысль о том, что…
Это высказывание точно отражает позицию автора.
Автор подводит читателя к вводу о том, что…
Автор отрицает…
Автор иронизирует над…
Автор осуждает…
Автор (не) соглашается с…
Автор полемизирует с… по вопросу…
Автор возражает … в связи с…
Автор критикует…
Автор доказывает, что…
Автор убеждает читателя в том, что…
Автор убежден в том, что…
Автор призывает к…
Автор с возмущением пишет о том, что…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции. Он…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. С одной стороны, он… с другой - …
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна. Он…
Ссылаясь на…, автор…
Рассуждая о…, автор…

Синонимы к слову автор: писатель; поэт; публицист; фамилия, имя, отчество автора.
Типичные ошибки при отражении позиции автора исходного текста
1.    Неумение вычленить в тексте основную проблему-вопрос и увидеть предлагаемый автором ответ-решение( авторскую позицию)
2.    Неумение видеть в тексте языковые средства выразительности, помогающие выявить позицию автора.

 

Этап 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Прежде всего необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения.
Клише, которые можно использовать для выражения согласия (несогласия) с позицией автора:
С мнением  (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
Бесспорность авторской позиции не вызывает сомнения.
Я разделяю позицию автора, потому что…
Считаю, что авторская позиция  не вызовет возражения у большинства читателей. Однако…
Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Клише, которые можно использовать для введения собственных аргументов:
Русская классическая литература убеждает нас…
Подобную проблему раскрывает в своем произведении…
Аналогичная ситуация изображена в произведении…
В этом легко убедиться, обратившись к следующим аргументам…
Данную мысль можно обосновать следующим фактом…
Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
Убедительным доказательством справедливости данной мысли может служить факт из моей жизни.
В доказательство приведем мнение известного…
В справедливости сказанного можно убедиться, если обратиться к официальным документам.
Для подтверждения сказанного приведем такой пример (факт)….

Особую трудность представляет приведение аргументов, основанных на читательском опыте экзаменуемых.  Необходимо не просто назвать автора и произведение, где раскрывается подобная проблема, но и показать связь с проблемой, поставленной в анализируемом тексте.

Перечень проблем текстов и возможные источники аргументации - скачать

Материалы для аргументов- скачать

Аргументация собственного мнения - примеры

 

Этап 5. Достижение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Связность текста предполагает:
•    Четкую композицию, т. е. наличие в тексте вступления, основной части и заключения;
•    Абзацное членение ( в том силе основной части сочинения);
•    «коммуникативную преемственность» предложений, когда каждое последующее предложение строится на основе предыдущего и логически связано с ним.
Типичные ошибки при построении текста:
1.    Нарушение абзацного членения текста.
2.    Нарушение законов логики:
- будь последовательным;
- будь убедительным, аргументируй свое мнение;
- не противоречь сам себе.
3.    Повтор одной и той же мысли.
4.    Нарушение смысловой и грамматической связи между предложениями текста.

 

Этап 6. Достижение точности и выразительности речи.
Точность речи предполагает уместность словоупотребления в соответствии со стилем и жанром речи.выразительность сочинения достигается за счет разнообразия  синтаксических конструкций, использования изобразительно-выразительных средств язык.
Изобразительно-выразительные средства текстов разных стилей.
Изобразительно-выразительные средства распределяются по трем следующим группам:
1)    тропы;
2)    фигуры речи;
3)    языковые единицы разных уровней как средство  создания выразительности текста.

Типичные ошибки в использовании изобразительно-выразительных средств.
1.    Неверная характеристика средств создания выразительности.
Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз – метонимия (вместо синекдоха).Данная характеристик средства выразительности  является неверной, поскольку перенесение значения одного слова на другое происходит на основе количественных отношений, а не по смежности.
2.    Синтаксическая бедность, однотипность конструкций, стилистическая невыразительность текста.
1). Например: Петь в нашей семье умеют все. Читать в нашей семье любят все.
2). В редакцию пришло письмо. Пенсионеру не нравится поведение внука. Подростки объединяются в группы. Молодежь старается отличаться от взрослых.
Данный недочет объясняется не только бедностью словаря учащихся, но и их невниманием к синтаксическому строю речи.

 

Этап 9. Соблюдение языковых норм - скачать материал

 

Этап 10. Соблюдение речевых норм.
Соблюдение речевых норм предполагает отсутствие речевых ошибок.
Речевая ошибка – это ошибка в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова. Речевые недочеты снижают точность, ясность, выразительность речи или искажают мысль, но не нарушают правил грамматики (правильности речи).они учитываются при оценке содержания работы.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Например:
1.    В пьесе «На дне» звучит обличие социального зла.
Слово «обличие» употреблено в несвойственном ему значении, так как значение слова «обличие» - «лицо, наружность» (прост.).замысел же втора требовал слова «обличение» - «суровое порицание, разоблачение».
2.    Лицо у нее смуглое, на щеках багрянец.
Неудачно выбрано слово «багрянец» (багровый цвет) вместо нужного «румянец» (розово-красный цвет лица).
Нарушение лексической сочетаемости слов.
Например:
1.    Изображение Петербурга играет немаловажное значение.
2.    На улице слышалось грозное рычание мотоциклов.

Нарушена лексическая сочетаемость слов: играть можно роль, а значение должно иметь; звук,  издаваемый мотоциклом, можно охарактеризовать как рев, а не рычание.
Употребление лишнего слова – плеоназм.
Например:
1.    Громкий крик грачей.
Ученик не учел, что "крик" и обозначает «громкий, сильный звук голоса». Получилось наложение лексического значения слов.
2.    У каждого из нас есть свой человек, на которого мы хотим быть похожими.
Не учтено значение всего предложения. Если человек свой, то на него не обязательно быть похожим, а если человек достоин быть образцом для подражания, то он не обязательно должен быть своим. Притяжательное местоимение «свой» в этом предложении лишнее. Да и что ученик имел в виду, говоря «вой человек»?
Употребление рядом или близко однокоренных слов – тавтология.
Например:
1.    Писатель написал роман о молодежи.
2.    Шолохов изобразил переломный момент в жизни нашей страны – коллективизацию колхозов.

Причина появления таких недочетов – бедность словарного запаса учащихся, отсутствие внимания к семантике слов, неумение обнаружить в словах одинаковые морфемы.
Повторение без необходимости одного и того же слова.
Например:
1.    Новые предметы открывают мне новый мир, новые знания.
2.    В борьбе с болезнью его поддержали его товарищи, жена, которая не бросила его в тяжелые минуты жизни.

Недочеты такого рода также являются следствием бедности словарного запаса учащихся: они пользуются привычными, наиболее употребительными ловами, не задумываясь над правильностью оформления мысли. Устранить недочет в первом предложении поможет замена повторяющегося слова синонимами: новый – неизвестный, неоткрытый, неведомый, неизведанный и др.  Во втором случае  повторяющееся местоимение следует заменить эквивалентными ему существительными или вообще опустить. И тогда предложение примет вид: В борьбе   с болезнью Павку  (Корчагина – в зависимости от контекста) поддержали товарищи, жена, которая не бросила его в тяжелые минуты жизни.
Неоправданное употребление просторечных, диалектных, жаргонных слов и выражений.
Например:
1.    Базаров шляется по окрестностям.
2.    Однажды нам принесли маленького кутенка.

В предложениях просторечные слова «шляется» и «кутенка» не соответствует стилю письменного высказывания. Их необходимо заменить общеупотребительными (нейтральными) словами: «ходит» и «щенка».
Неудачное употребление местоимений.
Например:
1.    Учительница велела ученику взять со своего стола учебник и выйти к доске.
Употребление притяжательного местоимения «своего» создает двусмысленность в понимании принадлежности стола: стол ученика или стол учителя. Исправить данный недочет можно двумя способами: убрать притяжательное местоимение (Учительница велела ученику взять со стола учебник и выйти к доске – речь идет о столе ученика) или заменить данное местоимение другим – «ее» (Учительница велела ученику взять с ее стола учебник и выйти к доске).
2.    Первые лучи солнца упали на покрытые росой кусты белой акации, и она заблистала, как рассыпанные алмазы.
Речевой недочет вызван удаленностью местоимения «она» от соотносительного слова «роса» и наличием еще одного существительного женского рода «акация». Исправленный вариант может быть таким: Первые лучи солнца упали на покрытые росой кусты белой акации, и капельки заблистали, как рассыпанные алмазы.

 

Этап 11. Соблюдение этических норм.
Соблюдение этических норм предполагает отсутствие этических ошибок.
Этическая ошибка – это
1). Проявление речевой агрессии, недоброжелательности, словесное выражение негативных эмоций (оскорбление, унижение человеческого достоинства, высокомерное и циничное отношение к личности, угроза, грубое обращение), употребление бранных слов, вульгаризмов и жаргонизмов.
Например: Позиция автора меня просто возмущает. Он совершенно не понимает современную молодежь. Как говорится, он не в теме.
1.    В данном фрагменте сочинения глагол возмущает несет негативную оценку.
2.    Выпускник необоснованно упрекает автора, решающего проблемы молодежи, в незнании социальной действительности.
3.    Жаргонизм не в теме имеет сниженную стилистическую окраску.
2). Некорректное называние автора исходного текста:
А) употребление только имени и отчества. Например: Мне близка позиция Александра Николаевича;
Б) употребление фамилии автора исходного текста без инициалов. Однако такое употребление допускается при повторном назывании автора в сочинении.

 

Этап 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале предполагает отсутствие в сочинении фактических ошибок.
Фактическая ошибка – искажение фактов реальной действительности.
Фоновый материал – материал, привлекаемый при анализе исходного текста, не связанный с ним непосредственно.
К фактическим ошибкам в фоновом материале относятся:
1.    Искажение имен, фамилий, на которые делаются ссылки.
2.    Неверное название произведений, привлекаемых для аргументации, неверное указание их авторов.
3.    Неверное цитирование.
4.    Неверное определение стиля и типа исходного текста.
5.    Неправильная характеристика изобразительно-выразительных средств текста.

Источник:
Канакина, Г. И. Учимся работать с текстом. Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие  / Г. И. Канакина, И. Г. Родионова; под общ. Ред. Г. И. Канакиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 216 с.

Пособие предлагает задания, помогающие видеть фактические ошибки и не допускать их в своем сочинении.Пособие находится в читальном зале центральной библиотеки.

 

 

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru