Аргументация собственного мнения

 

Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасно»
(проблема соотношения понятий «Образованность» и «интеллигентность»)
В  «Письмах о добром и прекрасном» великий русский мыслитель XX века Дмитрий Сергеевич Лихачев проводит грань между такими понятиями, как «образованность» и «интеллигентность». Если образованность состоит в накоплении знаний, то интеллигентность, по мнению Лихачева, проявляется в любви человека к приобретению знаний, в его способности к пониманию другого; интеллигентность – это и «терпимое отношение к миру и к людям».
В качестве примера интеллигентных людей философ приводит крестьян русского Севера, которые «соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие мысли, … жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости».

 

А. Уткин. «Самоучки»
(проблема истинной и ложной образованности)
Московский бизнесмен Павел Разуваев нанимает своего армейского друга, а сейчас журналиста модного журнала,  пересказывать ему хрестоматийные литературные произведения во время его поездок по Москве. Так школьная программа по литературе осваивается в салоне дорогого автомобиля, колесящего по новорусской Москве.
Автор с сожалением констатирует, что значительная часть общества потеряла интерес к книге, основную информацию люди получают с экранов телевизора. «Вербальная культура умирает, визуальная наступает… Никто больше ничего не читает. Буквы шелухой становятся….» - говорит герой Уткина.

 

Закруткин В. «Матерь человеческая»
(сила духа, стойкость человека)
От древней церковной живописи через всю историю и мировое искусство проходит образ скорбящей матери. Закруткин обратился к этой «вечной» теме и сумел воссоздать обобщенный характер Матери человеческой.
Прообразом его явилась обыкновенная, простая женщина с маленького донского хутора. Но во всем ее горестном облике писатель прославил героическое начало, всепобеждающую силу любви и жизни.
Мария попадает в исключительную ситуацию: каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна женщина, мужа и сына которой повесили немцы. «Я не хочу жить! Разве можно так жить» - шепчет Мария. И все же находит внутренние силы, которые помогают ей не просто выжить, но и выстоять, не потерять милосердие, душевное тепло, достоинство, наконец, надежду и веру. Она обустроить свой быт, заботиться о пришедших к ней животных, приютить семерых бездомных детей, до последнего выхаживать Вернера Брахта, немецкого солдата-мальчишку, тяжело раненного. Смогла родить ребенка. Она победила.
(источник: Брудный Д. Счастливая судьба книг Виталия Закруткина. / Закруткин В. А. Матерь человеческая: повесть и рассказ – М.: Профиздат, 1988. С. 5-18)

 

Паустовский К. «Телеграмма»
(проблема ответственности детей перед своими родителями)
Рассказ К. Паустовского «Телеграмма»  затрагивает важную для каждого человека проблему – взаимоотношения родителей и детей. Екатерина Петровна доживала свой век в «старом доме, построенном еще ее отцом, известным художником». Ее дочь, Настя, живет в далеком большом городе, очень редко пишет ей и почти не приезжает. У нее  свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.
 Но ей одиноко в пустом холодном доме. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но дочь занята своим. И только получив телеграмму из деревни о том, что мать умирает, она встрепенется.
Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.
 (из сочинения ученицы)

© МБУ ВМ ЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru