А. Алексин Безумная Евдокия

Произведение А. Алексина "Безумная Евдокия" посвящено вопросам о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим. Сравнивая двух главных героинь, школьницу Ольгу и ее учительницу Евдокию, автор приходит к выводу, что настоящий талант - это не только отличие от других, но и умение думать о них. Главным способом изображения характеров является противопоставление двух героинь.
У девочки много способностей - она рисует, пишет стихи, прекрасно учится в школе. Увлечена рисованием серьезно, постигает профессию в художественной школе. И, на основании всего этого, она считает себя талантливой, необычной, считает себя выше других. Поэтому и относится ко всем вокруг несколько снисходительно и насмешливо, не воспринимая их всерьез: она не замечает ни дружбы простенькой девочки Люси, ни даже влюбленности одноклассника Бориса. Точнее, замечает, но не оценивает, ведь для нее поклонение и внимание окружающих - норма жизни.
Родители гордятся дочерью, полностью доверяют ее рассказам об одноклассниках, о классной руководительнице.
Более всего докучает Ольге "безумная Евдокия" - классная руководительница, которая старается всеми силами свести на нет этот эгоизм Ольги. Для этого она заведомо держит ее в тени: например, не разрешает играть главную роль в англоязычном спектакле в школе, хотя прекрасно знает, что Ольга владеет английским лучше всех в классе.
Евдокия не позволяет Ольге сверкать еще сильнее, а та этого не понимает, думая, что "безумная Евдокия" хочет сделать из нее посредственностью, поскольку ценит в человеке не талант, а способность сливаться с коллективом.  Для нее «не важен талант Оленьки», а важен «талант человечности». Она культивировала его у своих учеников, и гордится, что среди них не было «злодеев»:
- Мои ученики не стали знаменитостями... Но и злодеев среди них нет ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?
Эти слова учительница сказала отцу Оленьки, когда случилась беда:
мама девочки, предполагая, что дочь погибла... лишилась рассудка.
Автор не дает оценок поведению героев, а предлагает читателям самим разобраться в ситуации. Напряженный монолог-рассказ ведет отец героини Ольги. Мы через анализ событий рассказчиком знакомимся с Евдокией Савельевной и одноклассниками Оли. В начале повествования в голос рассказчика  включается и голос его дочери (несобственно-прямая речь), поэтому взаимоотношения Оли с «безумной Евдокией» и одноклассниками передаются преимущественно с ее слов. Однако юный читатель не сразу осознаёт это. Именно поэтому читатель принимает сторону «пострадавших».  
Когда же наступает развязка (мать теряет рассудок, а дочь, счастливая от своей победы, возвращается домой), читатель невольно задается вопросом: случаен ли поступок Оли? Евдокия Савельевна утверждает: «Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится. Поверьте, что это так».
Сжатость и динамизм сюжета, характерный для многих произведений автора, присущ  данной повести. Человечность, истинный гуманизм остается главным идейным стержнем произведений А. Алексина. Однако в «Безумной Евдокии» это находит иное художественное решение.
Рассказчик, Олин отец, проводит читателя через события, происшедшие в их семье несколько лет тому назад. В грустном лирическом вступлении к рассказу о прошлом автор подготавливает читателя к восприятию разрозненных деталей, над которыми размышляет рассказчик и которые могут воссоздать цельную картину событий.
Читательское отношение к главным героям – Оле и Евдокии Савельевны – на протяжении повести меняется. Сначала верим безоговорочно в талант Оли и «безумность» Евдокии. Пока четко не обнаружим позиций автора.
Достоинства и недостатки своей ученицы прекрасно понимает Евдокия Савельевна, видя в индивидуализме Оли гибельность и для таланта, и для человека. «Если слабый и глупый человек жесток — это противно. Но если умный и смелый жесток — это страшно. Такой человек обязан быть добрым», — утверждает героиня повести «Очень страшная история».  Эти слова можно отнести и к Оле. Она хочет связать свою жизнь с искусством. Но возникает вопрос: может ли она стать талантливым художником или скульптором без высоких нравственных начал — без гуманного отношения к людям? Словами Евдокии Савельевны, выше всего оценивающей в человеке человечность, автор утверждает: «К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника...».
А основная ударная проблема выразилась в словах Евдокии Савельевны:
- Жить только собой – это полбеды, Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы».
И класс прислушивался к  искреннему голосу учителя, ей удавалось вести «всех со всеми», лишь Оля, поддерживаемая родителями, выбивалась в сторону. И прозрение пришло слишком дорогой ценой. Лишь после семейной трагедии переосмысляет герой-рассказчик смену «разумности» «безумием».
Окончательного разрешения конфликта в повести: нет. Надо, чтобы Оля стала другой. Отчасти она уже поняла Евдокию Савельевну: героически вела себя молодая учительница во время войны. Надо понять и ежедневную самоотверженную борьбу Евдокии Савельевны за человечность в человеке. Отец, переоценив события, еще не смог поговорить с матерью. Да и сможет ли?
Но главный авторский вывод звучит отчетливо: «Жить только собой  нельзя. Талант человечности главнее всех других талантов».

Источник: Московских И. Диалектика души героев произведений А. Алексина: дипломная работа, 2016

© МБУ ВМ ЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2018

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru